Сравнительный анализ: понятие, виды и примеры
Сравнительный анализ представляет собой метод сопоставления двух и более объектов исследования (явлений, предметов, идей, результатов и т.п.). В результате такого анализа выявляются достоинства и недостатки сравниваемых объектов с целью классификации. Сравнительный анализ применяется в различных дисциплинах. О значении, видах анализа и примерах говорится в статье.
План сравнительного анализа
Сравнение является одним из простейших способов, посредством которых человек познает окружающий его мир. Весь смысл сравнительного метода заключается в выявлении преимуществ и недостатков сопоставляемых объектов. Объекты исследования должны быть однородными, то есть должны относиться к одному роду, разряду. После того как выбраны объекты сравнения (их может быть два и более), выбирается вид сравнения. Например, динамический, пространственный и т.д. Следующий этап — необходимо определиться, по скольким показателям будут оцениваться, сравниваться объекты. И заключительным этапом метода сравнительного анализа является выбор шкалы сравнения.
Дисциплины, которые основаны на сравнительном методе
На сравнительном анализе основан ряд дисциплин, которые относятся к различным сферам жизни человека. Например, сравнительная анатомия, которая является одной из биологических дисциплин, занимается изучением закономерности строения и развития как самих органов, так и их систем. И таких дисциплин, помимо сравнительной анатомии, использующих в качестве основы познания сравнительный метод анализа, достаточно много: сравнительное богословие, сравнительно-историческое языкознание, сравнительное литературоведение, сравнительная мифология, сравнительная политология, сравнительное правоведение, сравнительная психология, сравнительное религиоведение, сравнительное уголовное право, сравнительная философия.
Достоинства и недостатки метода сравнения
Сравнительный анализ является универсальным, относится к общенаучным методам исследований, это логический прием в познании окружающего мира. Он позволяет выделить общие черты, признаки у анализируемых объектов, определить различия, выявить отличительные черты конкретных объектов из числа общих для всех анализируемых предметов (явлений, идей, результатов и т.д.). Основным недостатком обсуждаемого метода является то, что все полученные результаты могут подвергаться сомнению в связи с их субъективностью: то, что одному кажется отличием, для другого или незаметно, или вовсе не является отличительной чертой. Иными словами, неспособность анализирующего объективно оценить свойства исследуемого объекта, сравнить их со свойствами других объектов и учесть все аспекты процесса выявления общих и различных характеристик является основным недостатком.
Классификация
Сравнительный анализ можно подразделить на:
- Количественный — анализируются количественные характеристики.
- Качественный — анализ характеристик, определяющих качество исследуемого объекта, явления, результата.
- Ретроспективный — анализируются прошедшие изменения, оказывающие влияние на текущее положение.
- Прикладной — исследуется результат деятельности объекта.
- Исследовательский — данный вид анализа используется в аналитических науках.
- Описательный — изначально исследует структуру объекта (явления), постепенно переходя к анализу функций и целей.
- Общий — основан на общей теории систем.
- Структурный — данный вид анализа занимается изучением структуру анализируемых объектов.
- Микросистемный — используется для исследования конкретной системы.
- Макросистемный — анализируется роль конкретных систем в многообразии схожих систем, связанных между собой общими признаками.
- Витальный — занимается изучением развития и его основных этапов анализируемой системы.
- Генетический — исследуется наследственность, ее механизм, генетические системы.
- Другие виды.
Сравнение в экономике
Наиболее часто сравнительный анализ используют в качестве способа обработки экономической информации. Для получения достоверных знаний об определенном промежутке времени, для выбора пути дальнейшего развития, выявления наиболее приемлемого варианта и решения многих других экономических задач и вопросов используется данный анализ. Метод сравнительного анализа эффективен и показателен на всех уровнях. Он играет неоценимую роль в оценке потенциала предприятий.
Разновидности метода сравнения, относящего к экономической деятельности
Применительно для исследований в экономической области деятельности бывают следующие виды сравнительного анализа:
- Горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный сравнительный анализ специализируется на определении абсолютного и относительного отклонения между показателями, которые сравнивают между собой. Вертикальный же анализ расчета удельного веса частей позволяет изучать экономические явления, а именно их структуру.
- Динамический и статический. Динамический метод еще называют временным, он позволяет изучать изменения анализируемых процессов (явлений, объектов) во времени. Статический, или пространственный, изучает уровень одного и того же показателя в течение определенного времени по разным объектам исследования.
- Одномерный и многомерный. Суть одномерного анализа заключается в том, что или по одному показателю анализируются несколько объектов, или один объект анализируют по разным показателям. Многомерный метод позволяет исследовать несколько объектов по нескольким показателям.
- По базе сравнения. На этом пункте необходимо остановиться немного подробнее. Дело в том, что этот вид включает в себя несколько подпунктов.
- Первый из них — сопоставление ожидаемых данных с данными периода, рассматриваемых в качестве эталонных. Иными слова, составляется прогноз результатов, которые должны получиться, далее полученный результат сравнивают с подотчетными данными определенного периода.
- Сопоставление планируемых показателей с фактически полученными показателями.
- Сопоставление полученных по факту данных со стандартными значениями показателей, установленными нормами.
- Когда известны среднеотраслевые значения анализируемых показателей, то производится сопоставление фактически полученных данных со среднеотраслевыми.
- Сопоставление фактических данных с данными, полученными в предыдущий период (в прошлом году/месяце/полугодие).
- Сопоставление полученных данных с данными, полученными на ведущих предприятиях, которые являются лидирующими в отрасли.
- Если изменяли какой-либо фактор или изменена производственная ситуация, то производится сопоставление данных, которые были получены до и после внесения изменений.
- И, наконец, производится сравнительный анализ разных вариантов решений в области управления.
Итоги
Результаты сравнительного анализа представляют собой данные, которые получают в процессе сравнения. То есть все отличительные признаки, а также аналогичные, сводятся, как правило, в таблицы. Исходя из значений, внесенных в эти таблицы, делаются выводы о недостатках и преимуществах того или иного анализируемого объекта/эффекта/явления и т. п. Иными словами, выводы, сделанные на основе выявленных отличительных черт, являются результатом сравнительного анализа.
Сравнение моделей корпоративного управления
Сравнительный анализ моделей корпоративного управления, применяемых в разных странах мира, складывается из сравнения между собой этих моделей по различным критериям. Одним из важнейших критериев является наем работников. Возможны два варианта: быстрый наем на короткий/длинный промежуток времени и наем длительный на короткий/длинный срок. Во втором случае наем работников, как правило, состоит из нескольких стадий: кандидат на должность проходит собеседование (возможно, не одно), затем приступает к обучению, далее стажируется для закрепления полученных навыков и получения опыта использования знаний на практике, затем сдается экзамен, по результатам которого кандидат получает или не получает желаемую должность. Такой критерий, как принятие решений, также может носить разный характер — или индивидуально принимаются решения, или коллективно. Ответственность, также, как и принятие решений, может быть коллективной и индивидуальной.
Показатели финансово-экономической деятельности предприятия
Сравнительный анализ показателей финансово-экономической деятельности предприятия начинается с определения этих самых показателей. Выделяют четыре основные большие группы показателей, которые, в свою очередь подразделяются на несколько более мелких. К показателям, характеризующим экономический потенциал предприятия, относятся активы предприятия (т. е. имущество, находящееся в собственности у предприятия, и денежные средства), основной капитал (иными словами, часть капитала, которая не единожды принимает участие в производственной деятельности предприятия) и другие показатели. Общие результаты деятельности предприятия оцениваются по общим расходам, которые включают в себя расходы по содержанию оборудования и его эксплуатации, цеховые расходы. Эффективность деятельности можно оценить по прибыли, рентабельности продаж, активов, собственного капитала. Финансовое положение характеризуют такие параметры, как платежеспособность (общая и текущая), рыночная и финансово-экономическая устойчивость.
Примеры, не относящиеся к экономической сфере деятельности
Как уже говорилось выше, сравнительный анализ применяется во многих сферах деятельности человека. Не только экономическую эффективность можно оценить данным методом. Пример сравнительного анализа — рассмотрение программ политических, экономических, социальных реформ. Гораздо проще принять правильное решение, сравнив принимаемые проекты с заграничным опытом, опытом предыдущих лет. Изучение методов управления, законодательства, структур государственных систем, а также их сравнение с опытом других государств позволяет перенимать положительный опыт и эффективно внедрять в своей стране как для улучшения жизни граждан, так и для усовершенствования самого государства.
Вывод
Итак, понятие «сравнительный анализ» относится ко многим наукам. Этот метод является одним из главных логических способов познания окружающего мира. С незапамятных времен человечеством используется сравнение в качестве эффективнейшего способа изучения явлений, результатов, объектов. В связи со своей универсальностью, сравнительный анализ широко применяется в различных сферах деятельности человека.
fb.ru
Сравнительный метод — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сравни́тельный ме́тод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.
Общие понятия
Сравнительный метод, как универсально применяемый, относится к общенаучным методам исследований. По своему функциональному назначению и способам использования, является эмпирическим. На практике различают ряд его форм. Например, сравнительно-сопоставительный метод, выявляющий природу разнородных объектов[1]; сравнительно-историко-типологический, раскрывающий сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития[2]; сравнительно-историко-генетический, показывающий сходство явлений как результат их родства по происхождению; сравнение, фиксирующее взаимовлияния различных объектов и явлений[3].
В прикладных исследованиях сравнительный метод используется в качестве основного при классификации, типологии, оценке, генерализации. Он позволяет разделить общие и отличительные признаки и свойства изучаемых объектов и процессов их развития.
Успешное применение сравнительного метода подразумевает унификацию приёмов наблюдения, включая стандартизацию исходных данных и получаемых результатов[3].
Недостатки
Недостатком сравнительного метода является неспособность, в ходе его использования, управлять истинно «независимыми» переменными исследуемого объекта при возможном влиянии, неизвестными способами, этих переменных на значимые показатели, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая связь[4].
Некоторые примеры использования сравнительного метода
Широкое применение сравнительного метода в научных исследованиях иллюстрируется перечнем основанных на нём дисциплин. Сюда, в частности, относятся:
- Сравнительная анатомия — биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и их систем.
- Сравнительное богословие — часть богословия, занимающаяся критическим исследованием отступлений в вероучении и нравоучении инославных христианских обществ от времён завершения Вселенских соборов.
- Сравнительно-историческое языкознание — область лингвистики, посвящённая родству языков, понимаемому историко-генетически, то есть, как факт происхождения от общего праязыка.
- Сравнительное литературоведение — раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах.
- Сравнительная мифология — термин, введённый Максом Мюллером для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением мифических рассказов, а в связи с ними — и религиозных представлений различных народов.
- Сравнительная политология — дисциплина занимающаяся изучением политики путём сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах.
- Сравнительное правоведение — раздел правоведения, изучающий правовые системы различных государств путём сопоставления одноимённых государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.
- Сравнительная психология — раздел психологии, занимающийся эволюцией психики.
- Сравнительное религиоведение — дисциплина изучающая религии с целью выявления их общих форм, типов, морфологии феноменов, универсальных взаимосвязей, правил и законов.
- Сравнительное уголовное право — раздел правоведения, изучающий уголовно-правовые системы различных государств путём сопоставления одноимённых институтов уголовного права, их основных принципов и категорий, изучения их истории и закономерностей развития.
- Сравнительная философия — область историко-философских и философских исследований, сравнительное изучение философских традиций Запада, Востока, Латинской Америки, Африки, включающее изучение философских школ, учений, систем, категориального аппарата и отдельных понятий.
См. также
Примечания
Литература
wikipedia.green
Как написать сравнительный анализ
Иногда, для углублённой оценки исторических личностей, процессов, явлений целесообразно использовать метод сравнительного анализа. К примеру- сравнить государственный строй двух стран со схожим менталитетом людей и уровнем развития экономики. В классическую структуру сравнительного анализа входит сравнение нескольких объектов, оценивая объект под разными углами, выявляя особенности и недостатки. Целью автора становится – обнаружить общие черты и характерные различия сопоставляемых объектов.
На данный момент, известно множество способов проведения сравнительного анализа. обратим внимание на основные моменты, по которым строится сравнительный анализ изучаемого объекта. Вот, некоторые из них.
1. Контекст.
следует найти контекст, главную идею, вокруг которой будет проводиться последующая работа. Проще говоря, контекстом может быть: некая проблема, теория, главная идея, которая имеет отношение к основному объекту исследования. Вот пример, если целью исследования является сравнение двух правовых норм, внешне схожих одна на другую, будет правильно полностью изучить проблематику заданного вопроса, опираясь на те области правовых отношений, в которых реализуются правовые нормы. Для того чтобы добавить работе твёрдости, окончательно убедив читателей в своих выводах, необходимо провести глубокий анализ изучаемых процессов, прокрутить в голове различные суждения, подходы к данному вопросу. после чего выделить главные умозаключения, которые станут основой изложения контекста в сравнительном анализе. При работе желательно использовать авторитетные источники,разместив на них ссылку.Сравнительный анализ нельзя составлять без выверенного контекста, ведь это лишит вас фундамента, необходимого для построения доказательной базы, при сравнении двух объектов.
2. реальные основания для сравнения.
В процессе исследования обязательно обосновать причину, согласно которой будет проводиться сравнения двух похожих объектов. К примеру, нам нужно сравнить, что более полезно для здоровья: капуста или свекла. Читатель будет искать логику, чем руководствовался исследователь, когда выбирал объекты для сравнения. что при этом нужно сделать исследователю, выдать читателю железные доводы, почему необходимо обратить внимание именно на эти объекты исследования? Оценив правильность вашего выбора и осознав логическую цепочку ваших доводов, читатель поймёт что эта тема возникла не ” с потолка”, значит на неё следует обратить внимание. Итак, следует указать причины выбора темы исследования.
3. Аргументы.
Вы заняты сравнительным анализом, а значит нужно руководствоваться фактами, при объективном сравнении двух объектов. Стоит показать силу своих утверждений, выделив те особенности, при которых объекты взаимодействуют друг с другом. На какие моменты следует обратить внимание? Определить, чем выбранные объекты дополняют,обогащают, противоречат, оспаривают, исключают друг друга? Что является целью чётко выстроенных аргументов? Оценить взаимодействие двух объектов. Факты определяются согласно принятому контексту идеи (проблемы, теории), в которых выносится за скобки сравниваемые объекты (см. Пункт 1). Для того чтобы акцентировать внимание на взаимодействие объектов следует использовать такие слова: «в то время как», «тогда как», «напротив», «к тому же», «дополняя», «исключая» и др.
4. Методы сравнительного анализа.
Отредактировав вводную часть задания: контекст, реальные причины для сравнения, факты и аргументы, определите ещё одно, метод сравнения. Для проведения сравнительного анализа используют следующие методы:
А) описать все преимущества и недостатки объекта Х, а потом объекта Y.
Б) Один за одним, по очереди разобрать похожие элементы сравниваемых объектов.
В) сравнивая X и Y, нужно отчётливо поставить акцент на одном из объектов. Данный метод применяется в единственном случае, когда Х и Y невозможно полностью сопоставить друг с другом. Итак, объект X выступает в роли инструмента используемого для проверки аргументов объекта Y, которые, были рассмотрены в Пункте 3.
5. Определить связь между сравниваемыми объектами и заданными аргументами Пункта 3.
Работа должна ощущаться как единый организм, для этого нужно показать взаимосвязь между объектами, составив логическую цепочку фактов характеризующих взаимодействие двух объектов. Без такого построения работы, читателю будет сложно увидеть связи, по которым сравниваемые объекты взаимодействуют с аргументами друг друга.
uni-99.ru
Сравнительный метод — Википедия. Что такое Сравнительный метод
Материал из Википедии — свободной энциклопедииСравни́тельный ме́тод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.
Общие понятия
В прикладных исследованиях сравнительный метод используется в качестве основного при классификации, типологии, оценке, генерализации. Он позволяет разделить общие и отличительные признаки и свойства изучаемых объектов и процессов их развития.
Успешное применение сравнительного метода подразумевает унификацию приёмов наблюдения, включая стандартизацию исходных данных и получаемых результатов [3].
Недостатки
Недостатком сравнительного метода является неспособность, в ходе его использования, управлять истинно «независимыми» переменными исследуемого объекта при возможном влиянии, неизвестными способами, этих переменных на значимые показатели, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая связь[4].
Некоторые примеры использования сравнительного метода
Широкое применение сравнительного метода в научных исследованиях иллюстрируется перечнем основанных на нём дисциплин. Сюда, в частности, относятся:
- Сравнительная анатомия — биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и их систем.
- Сравнительное богословие — часть богословия, занимающаяся критическим исследованием отступлений в вероучении и нравоучении инославных христианских обществ от времён завершения Вселенских соборов.
- Сравнительно-историческое языкознание — область лингвистики, посвящённая родству языков, понимаемому историко-генетически, то есть, как факт происхождения от общего праязыка.
- Сравнительное литературоведение — раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах.
- Сравнительная мифология — термин, введённый Максом Мюллером для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением мифических рассказов, а в связи с ними — и религиозных представлений различных народов.
- Сравнительная политология — дисциплина занимающаяся изучением политики путём сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах.
- Сравнительное правоведение — раздел правоведения, изучающий правовые системы различных государств путём сопоставления одноимённых государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.
- Сравнительная психология — раздел психологии, занимающийся эволюцией психики.
- Сравнительное религиоведение — дисциплина изучающая религии с целью выявления их общих форм, типов, морфологии феноменов, универсальных взаимосвязей, правил и законов.
- Сравнительное уголовное право — раздел правоведения, изучающий уголовно-правовые системы различных государств путём сопоставления одноимённых институтов уголовного права, их основных принципов и категорий, изучения их истории и закономерностей развития.
- Сравнительная философия — область историко-философских и философских исследований, сравнительное изучение философских традиций Запада, Востока, Латинской Америки, Африки, включающее изучение философских школ, учений, систем, категориального аппарата и отдельных понятий.
См. также
Примечания
Литература
wiki.sc
Сравнительный метод Википедия
Сравни́тельный ме́тод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.
Общие понятия
Сравнительный метод, как универсально применяемый, относится к общенаучным методам исследований. По своему функциональному назначению и способам использования, является эмпирическим. На практике различают ряд его форм. Например, сравнительно-сопоставительный метод, выявляющий природу разнородных объектов[1]; сравнительно-историко-типологический, раскрывающий сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития[2]; сравнительно-историко-генетический, показывающий сходство явлений как результат их родства по происхождению; сравнение, фиксирующее взаимовлияния различных объектов и явлений[3].
В прикладных исследованиях сравнительный метод используется в качестве основного при классификации, типологии, оценке, генерализации. Он позволяет разделить общие и отличительные признаки и свойства изучаемых объектов и процессов их развития.
Успешное применение сравнительного метода подразумевает унификацию приёмов наблюдения, включая стандартизацию исходных данных и получаемых результатов[3].
Недостатки
Недостатком сравнительного метода является неспособность, в ходе его использования, управлять истинно «независимыми» переменными исследуемого объекта при возможном влиянии, неизвестными способами, этих переменных на значимые показатели, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая связь[4].
Некоторые примеры использования сравнительного метода
Широкое применение сравнительного метода в научных исследованиях иллюстрируется перечнем основанных на нём дисциплин. Сюда, в частности, относятся:
- Сравнительная анатомия — биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и их систем.
- Сравнительное богословие — часть богословия, занимающаяся критическим исследованием отступлений в вероучении и нравоучении инославных христианских обществ от времён завершения Вселенских соборов.
- Сравнительно-историческое языкознание — область лингвистики, посвящённая родству языков, понимаемому историко-генетически, то есть, как факт происхождения от общего праязыка.
- Сравнительное литературоведение — раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах.
- Сравнительная мифология — термин, введённый Максом Мюллером для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением мифических рассказов, а в связи с ними — и религиозных представлений различных народов.
- Сравнительная политология — дисциплина занимающаяся изучением политики путём сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах.
- Сравнительное правоведение — раздел правоведения, изучающий правовые системы различных государств путём сопоставления одноимённых государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.
- Сравнительная психология — раздел психологии, занимающийся эволюцией психики.
- Сравнительное религиоведение — дисциплина изучающая религии с целью выявления их общих форм, типов, морфологии феноменов, универсальных взаимосвязей, правил и законов.
- Сравнительное уголовное право — раздел правоведения, изучающий уголовно-правовые системы различных государств путём сопоставления одноимённых институтов уголовного права, их основных принципов и категорий, изучения их истории и закономерностей развития.
- Сравнительная философия — область историко-философских и философских исследований, сравнительное изучение философских традиций Запада, Востока, Латинской Америки, Африки, включающее изучение философских школ, учений, систем, категориального аппарата и отдельных понятий.
См. также
Примечания
Литература
wikiredia.ru
Сравнительный метод Википедия
Сравни́тельный ме́тод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.
Общие понятия[ | ]
Сравнительный метод, как универсально применяемый, относится к общенаучным методам исследований. По своему функциональному назначению и способам использования, является эмпирическим. На практике различают ряд его форм. Например, сравнительно-сопоставительный метод, выявляющий природу разнородных объектов[1]; сравнительно-историко-типологический, раскрывающий сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития[2]; сравнительно-историко-генетический, показывающий сходство явлений как результат их родства по происхождению; сравнение, фиксирующее взаимовлияния различных объектов и явлений[3].
В прикладных исследованиях сравнительный метод используется в качестве основного при классификации, типологии, оценке, генерализации. Он позволяет разделить общие и отличительные признаки и свойства изучаемых объектов и процессов их развития.
Успешное применение сравнительного метода подразумевает унификацию приёмов наблюдения, включая стандартизацию исходных данных и получаемых результатов[3].
Недостатки[ | ]
Недостатком сравнительного метода является неспособность, в ходе его использования, управлять истинно «независимыми» переменными исследуемого объекта при возможном влиянии, неизвестными способами, этих переменных на значимые показатели, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая связь[4].
Некоторые примеры использования сравнительного метода[ | ]
Широкое применение сравнительного метода в научных исследованиях иллюстрируется перечнем основанных на нём дисциплин. Сюда, в частности, относятся:
- Сравнительная анатомия — биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и их систем.
- Сравнительное богословие — часть богословия, занимающаяся критическим исследованием отступлений в вероучении и нравоучении инославных христианских обществ от времён завершения Вселенских соборов.
- Сравнительно-историческое языкознание — область лингвистики, посвящённая родству языков, понимаемому историко-генетически, то есть, как факт происхождения от общего праязыка.
- Сравнительное литературоведение — раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах.
- Сравнительная мифология — термин, введённый Максом Мюллером для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением мифических рассказов, а в связи с ними — и религиозных представлений различных народов.
- Сравнительная политология — дисциплина занимающаяся изучен
ru-wiki.ru
Классификация методами сравнения с образцом192
Эта группа методов классификации полезна для работы с сегментами.
Метод сравнения с прототипом
Метод хорош, если в пространстве признаков есть компактные группы элементов исследования. Это можно увидеть при визуализации собранных данных. Для снижения размерности задачи можно применить метод главных компонент.
Сущность метода заключается в том, что каждый элемент исследуемого множества, относящийся к некоторой группе, заменяется своим прототипом.
Шкалы измерения атрибутов должны быть порядковыми, интервальными или относительными.
Это означает, например, что каждый представитель сегмента заменяется некоторым «средним покупателем», типовым представителем данного сегмента.
Для определения характеристик прототипа можно
ХПi=(X1i+X2i+…+Xni)/N,
где ХПi– координаты прототипа по i-й характеристике,Xni– координаты элементов исследования, входящих в группу,n=1…N, N– число элементов в группе;
При исследовании нового неизвестного элемента находится ближайший к нему прототип. Им и заменяется исходный элемент.
При использовании метода возникает проблема оценки расстояний между элементами в системе разнородных координат. Эта проблема обсуждалась в разделе «Кластерный анализ».
Методkближайших соседей
Этот метод также может быть полезен при сегментировании.
Для нового элемента исследования находятся kближайших соседей с известной классификацией. Решение об отнесении элемента к той или иной группе (сегменту) делается, например, с помощью «подсчета голосов». Это означает, что элемент относится к той группе, представителей которой больше поблизости.
***
В целом методы сравнения с образцом не дают нового знания, хотя и позволяют систематизировать имеющийся опыт.
DataMining
Определение
Теперь, после того, как принципы DataMiningбыли проиллюстрированы на примерах, можно обобщить сведения об этой идее, которая получила распространение с 1990-х годов.
К этому времени сложилась следующая ситуация [13]:
данные, накопленные в компьютерных системах, имеют практически неограниченный объем;
накопленные данные разнородны: в виде баз данных, текста, электронных таблиц содержится как количественная, так и качественная информация;
требуется простой и понятный инструмент для работы с этими данными;
получаемые результаты также должны быть конкретными, полезными и понятными.
Таким образом, имеется большое количество «руды», из которой можно выбрать «самородки» [13].
Data mining [13] – процесс обнаружения в «сырых» данных
• ранее неизвестных;
• нетривиальных;
• практически полезных;
• доступных интерпретации
знаний, используемых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности.
Область применения
К числу популярных применений Data mining относятся (на основе [13]):
Торговля.
Анализ совместных покупок. Узнав, какие товары часто покупаются вместе, можно улучшить рекламу, более эффективно управлять запасами, улучшить раскладку товаров в торговых залах.
Анализ последовательности покупок. После покупки квартиры новоселам необходимо купить обои, краску, линолеум. Чуть позже они придут за мебелью, бытовой техникой. Знание типового поведения новоселов поможет разработать рекламу, эффективно использовать скидки, уточнить ассортимент, лучше управлять запасами.
Построение прогнозирующих моделей. Зная, кто ходит на распродажи, кто ищет товары определенных категорий, можно разработать хорошую программу продвижения.
Определение параметров, влияющих на цену объектов недвижимости, поможет более точно устанавливать эту цену и прогнозировать ее изменение.
Сфера услуг.
Сегментация клиентов поможет предложить различным сегментам наиболее подходящие для них пакеты услуг различных ценовых категорий.
Выявление клиентов, которые могут стать лояльными, позволит сконцентрировать на них маркетинговые усилия.
Промышленность.
Точное определение требований к товарам, которые предъявляют потребители различных сегментов; прогноз изменений этих требований.
Определение причин возникновения дефектов в изделиях, обусловленных технологией их изготовления, позволит снизить потери от брака.
Страхование. Определяется, какие параметры следует учитывать при страховании. На условия страхования жизни влияет профессия. Исследуется, какие еще параметры следует учитывать, чтобы сделать эту услугу, с одной стороны, привлекательной для клиентов, а с другой – прибыльной для компании.
Безопасность. Анализируется типология мошенничества с кредитными картами, договорами страхования, кредитованием и т.д.
Таким образом, Data Mining применяется в различных областях маркетинга для поиска новых закономерностей.
Типы закономерностей обобщены в [13]:
Ассоциацииобозначают связанные друг с другом события65% купивших чипсы берут и кока-колу. Если продавать комплект со скидкой, таких покупателей будет уже85%.
Последовательность– это цепочка событий, связанных во времени. За покупкой фотоаппарата последует покупка пленки к нему.
Классификацияпредставляет собой группировку по одинаковым значениям признака или признаков и разделение – по различным значениям этих признаков.
При кластеризациипроисходит группировка по сходству на основе признаков. Но она не привязывается к определенным признакам.
Прогнозирование будущих значений переменной.
Прогнозирование значений одной переменной по значениям других переменных.
studfiles.net